|
![]() |
|||||
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
14 тевета 5766 / 14 января 2006 |
|
Еврейский бизнес Если вам уже удалось сколотить небольшой капитал, и вы не знаете, почему он не сильно торопится вырасти, возможно, эта статья будет вам полезна.
Еврейский закон охватывает все области жизнедеятельности, такие как еда, семья, воспитание детей и, конечно же, материальные взаимоотношения, которым всегда придавалось большое значение: как просто торговым операциям, так и даче денег под проценты.
Честность в торговых операцияхКак вы думаете — какой первый вопрос вам зададут, когда через 120 лет вы попадете на Высший суд? Нет, добрые дела по защите животных и переведению старушек через дорогу будут учитываться не в первую очередь (впрочем, учитываться будут). Ведь говорят наши мудрецы: первое, что спрашивают у человека на Небесном суде, это: «Честно ли ты вел торговые дела?» Тора предостерегает: «А когда будете что-нибудь продавать ближнему своему или что-нибудь покупать у ближнего своего, не обманывайте друг друга» (Ваикра, 25:14). Даже если при покупке вещи вас самого надули, вы не имеете права обманывать другого, чтобы возместить нанесенный ущерб. Надо открыто заявить покупателю, что назначаете не реальную цену, а в зависимости от уплаченной вами, ну и можно добавить пару добрых слов в адрес предыдущего продавца. Есть, правда, способ полностью избавиться от подозрений в мошенничестве — надо всего-навсего честно и откровенно сказать покупателю: «То, что вы хотите купить, мне стоило столько-то, и столько-то я хочу заработать», — или другой вариант: «Я купил это за столько-то, плюс расходы на доставку, хранение, расходы на жену и на учебу детей, и что я с этого имею, кроме головной боли и пары копеек?» Еврейский закон запрещает перед продажей прилагать усилия к тому, чтобы товар приобрел более привлекательный вид, скрывающий его недостатки. Например, перед тем, как вести скотину на продажу, нельзя поить ее особой настойкой, чтобы у нее раздулось брюхо и она стала казаться более упитанной. Нельзя перекрашивать старую вещь, чтобы выдать ее за новую. Запрещено смешивать хорошие плоды с небольшим количеством плохих или подмешивать несвежий напиток в свежий. (Правда, в последнем случае есть исключение: если примесь ощущается на вкус, и покупателю дают попробовать этот напиток, такая уловка допускается.) Представьте себе, в какие проблемы попадает продавец, давая не совсем честную рекламу. Как тяжелейшее прегрешение рассматриваются обвес или обмер. Дважды повторяется в Торе предостережение следить за точностью мер и весов — в книге Ваикра (19:36) и в книге Дварим (25:13-16). Первый отрывок заканчивается словами «Я — Г-сподь, Б-г ваш. Который вывел вас из Страны Египетской» — то есть, Всевышний предупреждает, что вывел нас из Египта лишь при условии, что мы будем честными. А второй отрывок завершается совершенно недвусмысленным предостережением всякому, кто попытается смошенничать: «Ибо мерзость в глазах Г-спода, Б-га твоего, каждый, кто делает это, каждый, творящий несправедливость». Обман при купле-продаже является особенно тяжким преступлением из-за того, что совершившему его крайне трудно исправить содеянное — ведь он не в состоянии упомнить всех, кого обманул, не говоря уж о возмещении ущерба. Даже если потом он займется благотворительностью, как бы ни была велика эта заслуга, она не искупит грех полностью. Сказано в Торе: «Не будет у тебя в кармане двух гирь — большой и малой, не будет у тебя в доме двух мер — большой и малой» (Дварим, 25:13,14). Наши мудрецы так истолковывают эти слова: если «не будет у тебя в кармане» денег — знай, это из-за того, что есть у тебя «две гири — большая и малая»; если «не будет у тебя в доме» всего необходимого тебе, — знай, это из-за того, что есть у тебя «две меры — большая и малая». Но если ты исполнишь слова Торы, которые следуют за этим, — «гиря целая, со справедливостью будет у тебя, мера полная, со справедливостью будет у тебя» (Дварим, 25:15), — и в твоем кармане, и в твоем доме будет все. Так что, уважаемые представители «малого» бизнеса (те, которым все мало), если вы не знаете, почему у вас дела не ахти, читайте выше. Сказали наши мудрецы: «Что должен делать человек, чтобы разбогатеть? Пусть ведет свои дела честно и просит милосердия у Того, Кто сказал: “Мне — серебро, и Мне — золото” [Хагай, 2:8]». Того, кто перехватывает покупку у другого человека, еврейский Закон называет «нечестивцем». Речь идет о случае, когда после того, как покупатель и продавец договорились о цене, приходит кто-нибудь третий и, предложив больше денег, забирает товар. Однако если продавец и первый покупатель еще не сторговались, это не считается преступлением. Тем не менее, когда еврей собирается снять или взять в аренду у нееврея какое-нибудь недвижимое имущество, запрещается вмешательство третьего, даже если переговоры еще не завершены. Закон очень сурово относится к тому, кто использует чье-то доверие в своих интересах. Например, если один человек доверяет другому заключить за него какую-нибудь торговую сделку, а тот приобретает этот товар для себя самого, то он совершает мошенничество. Кристальная честность в отношениях с неевреями является, по словам мудрецов, «Освящением на земле имени Всевышнего», так как внушает народам мира уважение к еврейской вере, Торе и тем, кто ее соблюдает. Еще не стоит забывать о Цдаке, ведь именно Цдака является оградой для богатства (более подробно смотрите МТ №49).
Запрет одалживать под процентыГоворят наши мудрецы, что человек по природе своей стремится к богатству, и поэтому вероятность того, что он преступит запрет Торы получать проценты с одолженных денег, весьма велика. Одалживая под проценты, заимодавец думает, что он оказывает другому еврею большую услугу, а тот — радуется, что нашел человека, который может одолжить ему нужную сумму, даже под проценты. Заимодавец успокаивает себя тем, что не совершает явного обмана или грабежа, и не боится быть опозоренным в глазах общества. Так что йецер hа-ра (злое начало) может очень быстро соблазнить человека нарушить этот запрет Торы. Именно поэтому Тора проявляет особую строгость к попытке взимать проценты с одолженных денег, трижды повторяя этот общий запрет (Шмот, 22:24, Ваикра, 25:36, Дварим, 23:20) и подкрепляя его множеством частных запретов. Так, дающий заем под проценты преступает шесть запретов, получающий его — три, а секретарь, составляющий долговое обязательство, свидетели и поручитель преступают по одному запрету каждый. Даже тот, кто только указал нуждающемуся в займе, где он может получить деньги под проценты, или подсказал заимодавцу, кому он может одолжить под проценты, тем самым преступает один запрет Торы. Тот, кто все же преступил запрет и взял процент с одолженных им денег, обязан вернуть их, если хочет, чтобы Всевышний простил его. Запрет нарушается даже тогда, когда кредитор, одолживший деньги без процентов, просто просит должника оказать ему какую-нибудь услугу взамен продления срока займа. Это относится также к продаже в кредит на обусловленный срок и вообще к любому случаю, когда один еврей обязан вернуть долг другому в определенное время. Закон нарушается даже тогда, когда должник, возвращая заем, по доброй воле прибавляет к нему известную сумму, что не было оговорено заранее, и не говорит, что это — проценты. Кредитор не имеет права принять даже подарок. Запрещается также давать и принимать подарок, который еврей, нуждающийся в займе, дарит тому, у кого потом собирается одолжить деньги. Такой подарок называется «проценты в аванс». Все сказанное выше — лишь примеры того, до какой степени надо остерегаться нарушить запрет о процентах. Кроме того, есть еще множество деталей, известных тому, кто специально изучал Закон. Поэтому, занимая или одалживая деньги, следует проконсультироваться с авторитетным раввином о том, как оформить заем и как возвратить долг, чтобы избежать даже малейшего нарушения запрета Торы. Есть лишь один способ одалживать деньги, когда кредитор получает сумму, большую, нежели та, которую он дал. Это — случай, когда заем пускают в оборот, а должник делится прибылью со своим заимодавцем, таким образом, и заемщик, и кредитор являются как бы компаньонами. Условие, позволяющее так поступать, называется арамейским термином «эйтер иска» («разрешение на ведение дел»). Однако в оформлении такого займа и исполнении его условий есть множество тонкостей, поэтому тот, кто желает вступить в такие отношения, имеет только одну возможность: обратиться к раввину и составить эйтер иска под его руководством. В Израиле эйтер иска довольно распространено, так как и кредиторы, и заемщики — евреи, но есть оно и в других странах, и даже в Одессе. Так, например, с помощью главного раввина Одессы и Юга Украины Авроома Вольфа было составлено эйтер иска для банка «Пивденный», и теперь любой еврей может положить деньги на счет или взять кредит у этого банка, не опасаясь нарушения запрета Торы. |
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» ![]()
Председатель правления центра «Мигдаль» — Кира Верховская
Раввином сайта является р. Йосеф Херсонский. |
![]() по работе сайта |
// Powered by
Migdal website kernel Download current CVS snapshot (20060114) Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.ru |
![]() ![]() ![]() |
![]() |