|
![]() |
|||||
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
4 хешвана 5765 / 19 октября 2004 |
|
Марран из Ленинграда До сих пор я не понимаю, почему я хотел записаться евреем. Моим языком был русский, героями — русские: Наташа, Онегин, Пугачев; никакой другой литературы, кроме русской, я не знал и не обожал. Я спорил по-русски, плакал по-русски и по-русски признавался в любви. Я любил русских девочек, русские песни и русский мат. Ничего еврейского я не знал Я не знал ничего о красавице Эстер, о прекрасной Юдифи, я не знал, что есть герои-евреи, что были братья Маккавеи, и сын звезды — Бар-Кохба, и восстание в гетто Варшавы. Слово «Иордан» ничего не вызывало во мне. Мне нравилось, когда говорили, что я вылитый русский, что у меня глаза Есенина, что у меня широкая русская душа, — потому что какой ширины еврейская душа, я не знал.
Дружил я с русскими, вместе с ними бегал по крышам, играл в деньги и был чрезвычайно горд, когда Колюня, вор районного значения, мне сказал: — Я тебе как русскому признаюсь: мы вчера столовку ограбили...
Я не хотел знать, кто я! Не хотел слышать! Имя Абрам вызывало хохот, Сарра — стыд, и я гордился своим прямым носом, именем Петр и чистым произношением буквы «р»...
Это было чистое упрямство, голое упрямство горного козла... — Вы так думаете? — сказал мне много лет спустя рабби Гершель из Цфата. — Это Тора, Тора вас вела. — Я не знал Торы, рабби. — Вы ошибаетесь, друг мой. Вы ее прекрасно знали. — Рабби, — поклялся я, — за всю свою жизнь я не прочел и строчки Торы. — А чем вы занимались до рождения? — До рождения, ребе?.. Гершель покачал головой. Он был красив. Предки его писали «Каббалу».
— Зародыш, — сказал ребе, — в чреве матери напоминает книгу, прекрасную книгу. Он ест, что ест его мать, пьет, что пьет его мать. Над его головой свет, он смотрит и видит весь мир. Нет более счастливых дней для человека, чем дни в чреве матери его: он изучает Тору. И когда он готов покинуть чрево — является ангел, ударяет его и заставляет забыть Тору, всю Тору. Что, по-вашему, означает эта выемка? — он дотронулся до ложбинки на верхней губе. — Что, по-вашему, это означает? Это знак, друг мой, знак, оставленный ангелом...
Но тогда я этого не знал, ничего не знал, я еще не вкусил от древа познания — я был счастливым человеком. И упрямым. Не знаю, всосал ли я с молоком матери Тору, но упрямство — наверняка. Дома была мама. Она пекла пирожки с капустой. По случаю паспорта. Она пекла и что-то напевала. — Ну, где наш новый паспорт? — спросила она. — В ЖАКТе, — ответил я. — Как это?! — Я не взял его. Меня там записали русским. — Ну и что? Это же счастье! — вскричала мама. — Надо было хватать и бежать! — Я не возьму его, — повторил я. Моя умная мама все поняла. Она села на табурет и положила руки на колени. Пирожки подгорали на черной сковороде. — В этой стране, — сказала мама, — можно прожить без мяса, без ванны, без воздуха, но не без паспорта. Прошу тебя — не разрывай мое сердце, пойди за ним.
— Благодари Б-га, что тебя записали русским, — сказала она. — Почему, мама? — Почему? Да потому что, если б твой папа был русским, он бы не торчал на вонючем заводе. Он бы, с его головой, был профессором, директором или членом-корреспондентом! Если б твой папа не был евреем — он бы был академиком, с его головой, его портрет висел бы на Невском, он бы был в энциклопедии, твой папа, с его головой. — Я не хочу в энциклопедию, — сказал я. — Я вижу, — сказала мама, — ты хочешь в Сибирь. Ты хочешь, чтоб тебе всю жизнь совали палки в колеса! Куда ты уедешь на таком велосипеде? Посмотри, куда приехали мы — комната у туалета, окно на свалку, папа, пропахший гудроном. Ты хочешь туда же?! Я намазал булку маслом, посыпал сверху сахарком и начал жевать. — Возьми Шапиро, — продолжала мама, — двое детей! Беллочка записана белоруской, Абраша — хохлом! У Рабиновичей все дети казахи. Альперовичи — латыши. Мулька Шмек, сын раввина, — калмык. И все довольны, все были согласны! Почему ты упираешься?! — Не знаю, — ответил я. — Подумай, — сказала мама, — ты сможешь поступить в университет. На филологический. На философский. В институт международных отношений. Будешь послом. В Индии, в Малайе. Я знаю? Станешь русским дипломатом! — Я хочу быть дипломатом-евреем, — ответил я. Мама тяжело вздохнула. — Почему люди хотят совместить несовместимое?.. — произнесла она. Легкий дымок тянулся от пирожков... Потом пришел папа. Он снял потертое кожаное пальто. — Он не хочет становиться русским, — выпалила мама. Папа сел на диван и закурил свой «Беломор». — Ты слышишь, он хочет быть евреем. Мороз затягивал окно. Папа курил и слушал рассказ мамы. Он улыбнулся, папа. Я тогда не понимал, чему он улыбался, мой папа, который мог быть в энциклопедии. — Чему ты улыбаешься, хохэм? — спросила мама. — Я делаю то, что пока не запрещено, — ответил он. Мама махнула рукой и пошла подогревать вчерашний борщ. — Я не настаиваю, чтобы ты записался русским, — сказал папа, — или узбеком, или калмыком. Потому что я не уверен, что если все евреи запишутся калмыками — не начнут преследовать калмыков. Я просто размышляю. Я просто думаю, что если б твоя мама не была еврейкой, она б не преподавала идиотам черчение, а с ее головой стала бы Софьей Ковалевской, или мадам Кюри, или Голдой Меир, с ее головой. Но я тебе ничего не говорю, ничего. Я тебе не говорю, что мой родной брат — армянин, а сестричка — литовка, и если б наши родители это узнали — они б умерли вторично. Потом папа достал новую папиросу, долго чиркал спичкой, обжег палец и задымил. — Ты знаешь, почему Б-г не пустил Моисея в Ханаан? — спросил он. — Нет, — сказал я, — не знаю. — Потому что Моисей, великий Моисей, однажды, в своей юности, не признался, что он еврей. Вошла мама с горячей кастрюлей. — Чему ты учишь ребенка? — сказала она. — Вечно болтаешь глупости! Ешь борщ! — Затем она повернулась ко мне: — А ты завтра с утра пойдешь и заберешь паспорт. Я прошу тебя, будь русским, мне будет легче. — Нет, — сказал я, — я хочу в Ханаан. Слезы падали из маминых глаз прямо в горячий борщ. — Что ты молчишь, хохэм, — повторяла она папе, — что ты молчишь?.. Паспорт я получил. В пятом пункте стояло то, что хотел я.
— Сходи к психиатру, — посоветовала гражданка Красная, вручая его. — Доктор Блох тоже,
Она перестала говорить с папой, считая, что во всем виноват он. — Ему мало, что он сам еврей, — ворчала она, — такого хлопца губят... В те дни она работала много, гражданка Красная. Она засиживалась ночами. Куда-то торопилась. Тучи сгущались над Ленинградом. Евреев вышвыривали с работы, к врачам-евреям не обращались.
В школах, на переменках, евреям устраивали обломы: «Это вам за то, что вы хотели
На нашей коммунальной кухне необъятная Настя часами повествовала о вагонах — где они стоят, какие они и как в них будут перевозить. — По двести еврейчиков на вагон, — деловито докладывала она и с аппетитом посматривала в сторону нашей комнаты. — Диван я передвину к окну, — мечтала она.
Люди мечтали на коммунальных кухнях великого города. В воздухе пахло весной и погромом. И пришел день, когда гражданку Красную попросили составить списки всех евреев ее микрорайона.
Гражданка Красная принялась за работу — она старательно печатала на высоком «Ундервуде» имена, отчества и фамилии. И адреса. Мелькали там и Поварской, и Стремянная, и Кузнечный.
Машинка стучала, стучала. К утру списки были готовы. — Кто бы мог подумать, что у нас столько еврейчиков? — пропел майор Киселев. — Медлить не стоит, — сказала гражданка Красная, — а то многие из этих подонков могут улизнуть.
— Об этом не беспокойтесь, гражданка Красная, — успокоил майор...
Ее посадили в районную кутузку. Допрашивал сам майор Киселев. Он был беспощаден — в списках он шел пятым. Была вскрыта незаконная деятельность гражданки Красной по производству марранов. Все эти казахи, латыши и прочие были пойманы и переведены вновь в лоно иудаизма. Неизвестно, куда б сослали и саму гражданку Красную, если б внезапно не сдох человек, фигурировавший в списке Красной под фамилией Джугашвили. Ее выпустили и даже не выкинули из ЖАКТа, разрешив работать «без права допуска к документам, имеющим графу “национальность”».
Жизнь для нее потеряла всякий смысл. Из глаз ее ушел свет, янтарные бусы валялись на подоконнике, «Красную Москву» она отдала дворовому алкоголику Борису.
|
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» ![]()
Председатель правления центра «Мигдаль» — Кира Верховская
Раввином сайта является р. Йосеф Херсонский. |
![]() по работе сайта |
// Powered by
Migdal website kernel Download current CVS snapshot (20040927) Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.ru |
![]() ![]() ![]() |
![]() |