Кино
Ложь в седлеЭзра Ховкин
Скоро на экранах появится фильм «Тарас Бульба» режиссера В.Бортко. Лучшей аннотацией к этой ленте будет цитата из Гоголя: «Тарас выжег 18 местечек… Поступки Тараса были больше, чем обыкновенное разбойничество…»
В чем больше — певец погромов не говорит. Возможно, в масштабах. Статистика жертв тогда не велась, но по мнению ученых, только среди одних евреев число казацких жертв в 17 веке приближалось к ста тысячам невинно погибших. Интересно, что ни в книге, ни в фильме, никто не заикнулся о том, что Тарас и прочие казаки с наглостью и простодушием ребенка нарушают заповеди Творца.
В Семи заповедях сыновей Ноаха, обязательных для всего человечества, есть запрет убийства, запрет грабежа. Нельзя даже мучить животных, а у Гоголя пожалуйста: «скот и лошади, которые не угонялись за войском, избивались тут же на месте.»
В описании зверств верующий Гоголь не стесняется. «Избитые младенцы», «содранная кожа с ног». Но вот о конфликте панов с казаками он старается помалкивать, стараясь перевалить побольше на евреев. Чего ради собрались казаки в свой кровавый поход? Паны требовали, чтобы украинцы, жившие на их землях, платили оброк, выходили на барщину и т.д. В ответ те часто бунтовали, а еврейские арендаторы были между молотом и наковальней.
Но «Бульба» писался в годы крепостного права, поэтому воспевать резню помещиков умный классик не решился. Политкорректные казаки у него кричат: «Перевешать всю жидову! Пусть же не шьют из поповских риз юбок своим жидовкам!..»
Вот, нашелся выход.
Беда в том, что книга или фильм, это не иней на стекле. Они создают свою реальность — виртуальную, но деловую. Ребе Йосеф-Ицхак, предыдущий глава Хабад, пишет об этом так: «Если люди думают о нехороших вещах, то мысли и образы, возникшие при этом, приобретают силу действия. Кроме того, существует особый мир мысли и все, происходящее там, тоже имеет статус поступка…»
В хасидуте говорится, что любая вещь, даже камень в поле, несет в себе толику Б-жественного света, который можно повернуть к добру или не к добру. «Т. Бульба» повесть талантливая, но лживая, и поэтому так велик вред от нее.
В далекие времена, чтоб услышать думку о казаке Мамае, ограбившем жида, приходилось хоть раз в году побывать на ярмарке. Погромщик Бульба издан огромными тиражами, проходится в школе, и несколько поколений хорошо усвоили: так, по-зверски, можно поступать. В скольких петлюровских погромах деликатный Гоголь был невидимым участником? В скольких эсэсовских акциях? А теперь на подмогу классике пришло кино…
В фильме Бортко большинство героев носят кресты навыпуск и даже, кажется, казак еврей Боярский. Но вопрос об их ответственности перед Б-гом остается очень открытым. С одной стороны, казаки рвутся воевать за веру, а с другой — ни одну из ее заповедей они не помнят и не соблюдают. Грабят, убивают, отнимают чужих жен… Даже казнь Андрия является абсолютно незаконной. Среди законов Ноаха есть заповедь справедливого суда, участвовать в котором должны мудрецы с незапятнанной репутацией, а не Вий в седле, рыцарь геноцида.
По «законам Бульбы» заботиться нужно только о своих. А с жидами, ляхами, турками, татарвой и прочими «чехами» и «духами» можно поступать как угодно.
Но это не вера в Единого Б-га, который объемлет весь мир, и печется о всем мире. И здесь спасибо г. Бортко, который вывел нас на проблему, которая страшней любого кризиса. Она состоит в отсутствии единого морального кода для всех людей на земле. Вернее, он есть. У горы Синай Всевышний передал Моше-рабейну. Семь заповедей сыновей Ноаха ДЛЯ ВСЕХ ЛЮДЕЙ НА ЗЕМЛЕ. Евреи их сберегли. Теперь правнуки Бульбы должны взглянуть, что там написано. Источник: LJ ezrahovkin
Рейтинг: |
 |
-12 |
 |
|