![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
13 ава 5773 / 20 июля 2013 |
В номере №28
![]() |
«Я имею вам сказать пару слов...»
Все правильно, за исключением глагольного времени. Жители уже давно не говорят на особом языке. Так, иногда прорывается. В основном, у «профессиональных» одесситов. Мультикультурный феномен Одессы смог так ярко проявиться на относительно однородном фоне только благодаря наличию этих самых различных «культур-шмультур». Понятно, что с исчезновением ингредиентов «неповторимый вкус, цвет и запах» существенно меняются. — Это у вас что? В блюде по имени «Одесса» евреи сыграли особую роль. И это видно не только из сухой статистики времен расцвета, если не Одессы, то ее исторического образа. Кстати, о статистике: 1840 — евреи составляли 20% населения Одессы (12 тысяч евреев). 1887 — 25% (75 тыс.). 1897 — около 35% (140 тыс.). 1926 — около 36% (153 тыс.). 1939 — около 30% (180 тыс.). «Недруги Одессы» (по точному определению Д. Атлас) еще в 1860-е годы утверждали, что Одесса плохой и неправильный город. Потому что слишком чужой. И это правда. Здесь было свободнее, и сюда ехали те, кто вечно едут. И даже неевреи привычно клеймились империей как инородцы, а евреи были «фирменным знаком» инородства, символом «иного»: «...если бы пришлось Одессе выставить флаг преобладающей в ней национальности, то, вероятно, он оказался бы еврейским или греко-еврейским» (курсив известного тогдашнего патриота-антиодессита подполковника Шмидта). Дело, конечно, не в количестве. Даже если бы Ришелье был единственным французом в Одессе, наш город был бы обречен на сравнения если не с Парижем, то с Марселем. Но и в количестве тоже. За пределами Одессы у среднестатистического гражданина СССР слово «одессит» ассоциировалось с образом, собирательным из Бени Крика, Утесова, Марка Бернеса, Остапа Бендера, Водяного, Бубы Касторского, Валерия Хаита и Жванецкого (и Ойстрах здесь был ни при чем: Ойстрах — скрипач, а это — одессит). Но «мифологический», «имиджевый» одессит обязательно оказывался евреем. Даже классическое одесское «я имею вам сказать пару слов» — русская калька с идиш. Сейчас это уже реликт. Как говаривал Михаил Самуэлевич Паниковский, «таких людей уже нет, а скоро не будет совсем». Но, может быть, будут другие, новые? Будут, конечно, будут, но только, если Одесса сможет быть сама собой — заниматься свободной торговлей, свободным производством сферы услуг, чтобы можно было «покушать, выпить и нормально отдохнуть». Тогда все будут, в том числе и «новые» евреи. Но для того, чтобы было много культур, нужно не только много, но и собственно культур: «Культура, лишенная прошлого, не имеет настоящего и будущего. Истина эта настолько банальна и затерта от частого повторения, что даже неловко о ней напоминать; тем не менее, она не перестает быть истиной» (из статьи Григория Островского «Мартиролог еврейских музеев»). Поэтому восстановление страниц еврейской истории Одессы — задача не только интересная, но и многообещающая.
|
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
37-21-28,
777-07-18,
факс: 34-39-68.