БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №28 > О «том» времени
В номере №28

В течение 5 дней в оккупированном Киеве нацистами и их пособниками было расстреляно более 50 тысяч евреев. В Израиле достаточно легко определить по марке автомобиля, представитель какой социальной группы сидит за рулем. Девять десятых из того, что мир представлял как Венскую культуру девятнадцатого века, было культурой, которой содействовало венское еврейство.

  Для печати
  
Обсудить в форуме  

№28
Мигдаль Times №28
О «том» времени
Илья Шенкер

В прошлом году, в рамках пятого ОФЕКа, в Одесском художественном музее состоялась выставка «В предощущеньи чуда». На выставке были представлены работы одесских художников-евреев, в том числе Дины Фруминой, Иосифа Островского, Ильи Шенкера. В этом номере журнала мы представляем вам этих трех замечательных художников.

Илья Шенкер родился в Одессе. В 1941 году, за месяц до своего 21-летия, был призван в армию. Прошел всю войну, дошел до Берлина. После войны закончил Одесский строительный институт и 8 лет работал архитектором, одновременно учась в классе живописи профессора Одесского художественного училища Т. Фраермана. Выставлялся в Москве, Киеве, других городах.

В 1974 году художник эмигрирует в Америку. Названия его картин говорят сами за себя: «Одесса. Большой обед», «Кантонисты», «Танцы на Брайтон-Бич», «Рембрандт посещает нашу семью», «Хасиды в Липовце», «Местечко горит», «Тревожная суббота в красных башмачках», «Арка Тита».

Мы отправили И. Шенкеру каталог прошлогодней выставки с репродукциями его работ и попросили написать о своей жизни в Одессе, о «том» времени.

Илья Шенкер

О том времени и людях, многие из которых ушли куда-то навсегда, вспоминаешь иногда то с грустью, то с улыбкой.

Саша Ацманчук, к примеру, любил говорить о ба-а-альшом Крижевском:

— У этого человека военно-морской мазок.

Однажды утром, когда я уже уезжал и все еще приходил в свою мастерскую на Белинского угол Большой Арнаутской, она уже была передана кому-то, я как обычно, сбегав окунуться в Отраду, увидел Сашу, одиноко сидящим на скамье над обрывом. Он меня узнал только, когда я его окликнул.

— Уезжаешь, — сказал он, повернув ко мне лицо с почти невидящими уже глазами. Он был уже непоправимо болен, после дикого избиения в милиции по совершенно ничтожному эпизоду с недожаренной отбивной в ресторане гостиницы «Красная». О смерти этого мыслящего, талантливого человека я узнал из письма, полученного вскорости в Италии.

И. Шенкер. «Моя родословная».
Из домашней «стенгазеты». 60-е годы.

Но вернемся к началу. Я ведь все-таки родился. И совсем недавно. 23 августа 1920 года. Время это было паршивое. Большевики только спихнули Керенского и уселись в его кресло «всерьез и надолго». Притащили с собой тиф, голод и войну. На вашем славном маленьком каталоге выставки художников-евреев-одесситов, на второй странице обложки, изображен мой отец в бытность буржуем на собственном фаэтоне и при котелке и усах. Но это 1915-1918 годы. В 1920 году он уже служащий фабрики имени Р. Люксембург. Вся семья в тифе. Есть нечего. Отец выздоровел. Мать умерла. По преданию, меня подкармливает прабабушка Веля, воруя перловку из супа двух молодых аккерманок Рахили и Дины, кузин моей умершей матери. Рахиль потом станет на очень долго, умерла она в 94 года, нашей подлинной матерью и женой отца. Нас было пятеро с новой сестрой Бебой. Дину — бедную, очень славную нашу тетю, сожгут немцы в 1941 году.

И покатилась наша жизнь. 1928 год. Взрослые читают простыни-газеты о первой пятилетке и веселятся. Самуил Бродский, друг дома, помню, спросил меня:

— Элик, построим социализм?

Я с уверенностью идиота (мне 8 лет, хотя Сталин был и старше, а знал об этом деле вряд ли больше) сказал:

— Да.

Очень скоро они, взрослые, перестали смеяться: голод, хлебные карточки, золотуха, аресты. Хлеб за обедом делят кусочками. Я был как-то послан за хлебом, потерял карточку — пошел обратно домой, потом обратно в магазин, и радость: под прилавком нашел свою карточку!

А между тем Советская власть двигалась, и Одесса жила, и мы взрослели. Летом, несмотря на нищету той жизни, жили на даче-кооперативе фабрики Р. Люксембург, где работал отец. Это незабываемый Большой Фонтан у самого Золотого берега. Поскольку я всегда рисовал, то старался рисовать с натуры, кто-то мне подсказал это. Напротив нашей дачи стояла дача Делегмена (впоследствии санаторий летчиков). Я вспоминаю, как однажды послал ребят, мешавших мне рисовать, сесть и позировать между колонн дачи Делегмена. Это было примерно в 700-800 метрах от нас. Там они и сидели часа два. Много лет спустя эти мальчики и девочки стали бабушками и дедушками, но всегда вспоминали мне этот эпизод.

Мой первый опыт в монументальной скульптуре относится к возрасту 8-9 лет. Выпало много снега в Одессе. Прямо сугробы. Может быть, обилие снега, эти бесформенные сугробы подтолкнули меня слепить бюст Карла Маркса. Весь двор на Малой Арнаутской, 70, меня хвалил. Но тут зашел с улицы милиционер и сказал, что это «дискредитация трупа». Фраза эта потом долго гуляла в нашей семье. А бюст он приказал убрать. В подвале под нами жила Толстая, не графиня, а сумасшедшая толстуха, говорили, правда, что она дочь генерала. Так вот, она выбежала и разметала Карла Маркса.

В те времена уже было принято открывать студии для детей в пионерских домах, так что художественная жизнь в Одессе существовала. Руководили студиями молодые художники и студенты художественного училища. В 8-м классе, я помню, была студия на Старопортофранковской. Преподавал нам отличный художник Толя Девари, одесский грек, казавшийся нам очень солидным в свои 23 года. К сожалению, очень скоро товарищ Сталин стал высылать греков то в Сибирь, то в Грецию. Девари повезло. Их семью выслали в Грецию, так как они были поданными Греции.

В студии было много талантливых одесских ребят. Вспоминаю двух товарищей: итальянец Энглянди и очень одаренный мальчик-еврей, сын сапожника с Пушкинской улицы Арона Генендлиса. Эти мальчики рисовали совершенно в стиле Серова. При этом были очень музыкальны и подрабатывали в Оперном театре в качестве статистов.

Судьба их сложилась по-разному. Энглянди уехал в Москву, поменяв фамилию на Гландин, тогда это было несложно, закончил Академию. Уже после войны он стал чудесным художником-пейзажистом. Арон был убит немцами со всей семьей его многодетного отца. Последний раз я видел его, когда уходил в июле 1941 года в армию.

Были в Одессе студии выходного дня при Одесском художественном училище, где преподавал знаменитый Шовкуненко, один из молодых современников Костанди, Дворникова, Головкова...

В 1938 году, поскольку мой отец считал, что все художники «капцаны», я поступил на архитектурный факультет Одесского строительного института. Это было связано с рисованием, но, по мнению моего простодушного отца, не по-капцански.

Успел я закончить три курса. Началась война...

Рейтинг:   Неинтересно, плохо написано +2 Интересно, хорошо написано

  Отправить ссылку друзьям

  Для печати
  
Обсудить в форуме  
Главная > Мигдаль Times > №28 > О «том» времени
  Замечания/предложения
по работе сайта


2013-07-20 14:51:24
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.ru
Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Dr. NONA Еженедельник "Секрет"