![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
3 кислева 5774 / 6 ноября 2013 |
В номере №36-37
![]() |
«Не оставляйте стараний, маэстро!»
Жак Оффенбах
(Якоб Эбершт, 1819, Кельн — 1880, Париж) родился в К?льне в семье кантора местной синагоги. Мальчик рано проявил музыкальные способности (он играл на виолончели), и в 1833 году отец привез его в Париж. Недолго проучившись в Парижской консерватории, юный Оффенбах начал вести жизнь свободного художника — композитора и исполнителя. Первый успех принесла ему концертная поездка в Англию: он играл перед королевой Викторией и принцем Альбертом. В 1860 г. Оффенбах стал гражданином Франции, а в 1862 г. был награжден орденом Почетного легиона. С 1848 г. был музыкальным руководителем театра «Комеди Франсез», но в 1855 году оставил этот пост и открыл собственный театр — «Буфф-Паризьен». Одноактная оперетта «Двое слепых» (1855) мгновенно стала «гвоздем сезона». В течение четверти века он показал более 90 своих произведений, причем, как правило, довольно масштабных, и стал самым популярным автором оперетт во всей Европе, особенно в Англии и Австрии. Наиболее известные сочинения Оффенбаха — оперетты «Орфей в аду» (1858), «Прекрасная Елена» (1864), «Парижская жизнь» (1866), «Великая герцогиня Герольштейнская» (1867), «Перикола» (1868), «Разбойники» (1869) и опера «Сказки Гофмана» (1880). Опера была поставлена только после смерти композитора, выдержала в течение года 101 представление и до сих пор сохраняет ведущие позиции в оперном репертуаре. Оффенбах был весьма талантливым и плодовитым композитором, наделенным превосходным мелодическим даром. Его оперетты искрятся весельем, полны сатирических намеков и остроумных пародий. В 1876 году Оффенбах совершил концертную поездку в США и написал о своих впечатлениях книгу «Заметки путешествующего музыканта». Жорж Бизе
(Александр Сезар Леопольд Бизе, 1838-1875) родился в Париже в музыкальной семье: отец преподавал пение, мать играла на фортепиано. В 9-летнем возрасте поступил в Парижскую консерваторию. Блестяще учился по классу фортепиано и по классу композиции. В 1857 г. ему присудили Римскую премию за симфонию, а одноактная оперетта «Доктор Миракль» (Le Docteur Miracle) получила первую премию на конкурсе Ж. Оффенбаха. Около трех лет Бизе провел в Риме. Его письма полны расспросов о парижских оперных премьерах, музыкальный театр притягивал его. В результате он решился написать комическую оперу, названную «Дон Прокопио». Присланная в Париж партитура не получила одобрения маститых профессоров: «Мы должны поставить на вид г. Бизе, — читаем в отзыве консерватории, — что он представил комическую оперу, когда правило требовало мессу». Но все же отмечалась «непринужденная и блестящая манера, свежий и смелый стиль». На редкость одаренный пианист, Бизе заслужил признание самого Листа. Берлиоз писал: «Бизе несравненно читает партитуры... Его пианистический талант настолько велик, что в фортепианной транскрипции оркестровых партитур, которую он делает с первого взгляда, его не могут остановить никакие трудности. После Листа и Мендельсона не много исполнителей его силы». Если либретто ему нравилось, Бизе немедленно приступал к сочинению оперы, но вскоре охладевал (насчитывается около 20 таких попыток). Первой завершенной и поставленной оперой композитора были «Искатели жемчуга» (1863); обаяние лиризма и экзотический восточный колорит обеспечили ей почетное место во французском оперном репертуаре. Обладая выдающимся талантом, Бизе едва сводил концы с концами и вынужден был подрабатывать в музыкальных издательствах. Поденщина отнимала много времени, отвлекала от серьезного творчества. Композитор, которого пытались запретить нацисты за его еврейское происхождение, продолжает оставаться легендой. История о том, как три еврея — Бизе и два его либреттиста — подарили мировой культуре одну из самых знаменитых французских опер, «Кармен», известна неплохо. Менее известна история провала этой оперы на премьере и таинственной смерти 36-летнего Жоржа Бизе. Арнольд Шенберг
(1874, Вена, — 1951, Лос-Анджелес) родился в семье небогатого коммерсанта. В детстве учился играть на скрипке и виолончели, играл в любительских оркестрах и сочинял музыкальные пьесы, не владея поначалу основами композиции. Только в 16 лет Шенберг начал систематически заниматься музыкой. В 1898 перешел в протестантство, а в 1901 женился на сестре своего учителя Матильде фон Цемлинской. Дирижировал оркестром в кабаре литераторов в Берлине, давал частные уроки, преподавал в одной из венских музыкальных школ. Ш?нберг был известен и как художник: в 1911 он впервые показал свои работы на выставке группы художников «Голубой всадник» в Берлине, выставлялся и в Вене. Как дирижер Ш?нберг выступал с концертами в Берлине, Вене, Амстердаме, Лондоне, Санкт-Петербурге... В годы 1-й мировой войны служил в австрийской армии. С 1925 г. был приглашен в Берлин на должность профессора в Прусскую академию искусств, откуда его уволили в 1933 с приходом нацистов к власти. «Меня принудили понять и запомнить навеки, что я не немец, не европеец, а я — еврей», — написал бывший профессор. Эмигрировав во Францию, в 1933 году Ш?нберг прошел в синагоге обряд возвращения в иудаизм. Вскоре переехал в США, преподавал в частной консерватории в Бостоне, читал лекции в Чикаго и в других городах. С 1934 был профессором Калифорнийского университета. Шенберг создал 12-ступенную систему композиции, названную им «додекафонной». Сущность этой системы в том, что 12 звуков хроматического ряда — равноправные единицы, в отличие от классической системы с ее основными и подчиненными ступенями гаммы. В итоге исчезают ладотональности (в частности, мажор и минор) и ладовые связи между звуками, стираются понятия консонирующих и диссонирующих аккордов. Шенберг послужил прототипом композитора Адриана Леверкюна в романе Т. Манна «Доктор Фаустус». В романе подробно изложена его теория, по поводу которой между Манном и Шенбергом развернулась полемика. Шенбергу принадлежат слова: «Будущее покажет, кто был современником кого!» Он был убежден, что создание додекафонной системы — исторически обусловленный и необходимый этап в развитии музыкального искусства, однако не считал ее универсальной. Нацисты объявили его искусство «вырожденческим» и запретили. Один из нацистских критиков писал: «Шенберг использует старую, хорошо известную еврейскую тактику, имеющую своей целью разрушение культурных основ нации, в которую они [евреи] просочились, и утверждение своих — еврейских — культурных ценностей». Традиционные еврейские темы были важнейшим компонентом творчества Шенберга. Одно из ранних его произведений — «Симфония псалмов» (1912-14 гг., не закончена). По поводу оратории «Лестница Иакова» (1917-22 гг., не закончена, он сочинил не только музыку, но и текст) он писал: «Современный человек, пройдя через материализм, социализм и анархию, ...несмотря на свой атеизм, все же сохраняет в себе кое-какие крохи старой веры. Он борется с Б-гом... и, наконец, обретает Б-га, и становится религиозным. Учиться молиться!..» В мае 1930 г. Шенберг начал работать над оперой «Моисей и Аарон» (не завершена). Либретто к опере писал сам композитор, даже хореографию в сцене «Танец вокруг золотого тельца» придумал сам. Свой призыв «Учиться молиться!» Шенберг воплотил в «Кол Нидрей» для чтеца, хора и оркестра (1938, в основе произведения — ашкеназская мелодия). Текст кантаты «Уцелевший из Варшавы» (1947), написанный самим композитором, воспроизводит рассказ одного из спасшихся узников гетто. В ткань произведения вплетены слова молитвы «Шма, Исраэль». На протяжении многих лет (1926-51 гг.) Шенберг писал драму «Библейский путь» о возвращении евреев на историческую родину. Он приветствовал рождение государства Израиль и содействовал созданию в Иерусалиме учебного центра, с которым, по его замыслам, должны были сотрудничать крупнейшие музыкальные деятели-евреи. Многие крупнейшие композиторы 20 века — Б. Барток, И. Стравинский, С. Прокофьев, Д. Шостакович, П. Хиндемит — испытали воздействие его музыки и учения. Незадолго до смерти композитора Израильская академия музыки избрала его своим почетным президентом. Клод-Мишель Шонберг
Родился в 1944 году в еврейской семье, эмигрировавшей из Венгрии во Францию. В семье любили музыку, и Клод-Мишель с ранних лет занимался игрой на фортепьяно. Уже тогда он мечтал писать оперы. Со временем Клод-Мишель понял, что золотой век оперы прошел и единственный шанс «рассказывать истории через песни» — это писать мюзиклы. Свою музыкальную карьеру Шонберг начал, играя в рок-н-ролльной группе: в то время он учился в университете, готовился получить научную степень по математике и очень нуждался в деньгах. Довольно скоро он начал исполнять песни собственного сочинения, причем ему принадлежала не только музыка, но и слова. В 1967 году Шонберг познакомился с либреттистом Аленом Бублилем, и в 1973 году в сотрудничестве с ним написал рок-оперу «Французская революция» (роль короля Людовика XVI играл сам композитор). Двойной альбом с записью «Французской революции» стал дважды золотым и был распродан тиражом в 350 000 экземпляров. В 1974 году композитор записал сольный альбом «Le premier pas», заглавная песня которого заняла первую строчку французского хит-парада. 17 сентября 1980 года парижской публике был представлен новый мюзикл Шонберга и Бублиля — «Отверженные». Эту постановку посетило более полумиллиона зрителей. Альбом с мюзиклом также стал дважды золотым. Однако самым важным событием в карьере Шонберга стала встреча с английским театральным продюсером Камероном Макинтошем. Именно он, увидев большой потенциал «Отверженных», обратился к авторам мюзикла, предложив переработать спектакль и поставить его на лондонской сцене. «Les Miserables» претерпели множество изменений, первоначальный текст был основательно переделан, а некоторые песни были просто написаны заново. Макинтош настоял на введении в спектакль завершающего номера для первого акта — такого, в котором бы пели все персонажи, но каждый свою тему. Путем долгих мучений композитор создал практически оперный номер «One Day More». «Отверженные» были поставлены в Лондоне в 1985 году, альбом стал золотым. Бродвейская премьера состоялась в 1987 году, запись получила Грэмми, а сам спектакль принес Шонбергу две премии Тони — за музыку и за сценарий. В 1989 году в Лондоне был поставлен новый мюзикл Шонберга и Бублиля — «Мисс Сайгон» — о трагической любви вьетнамской девушки и американского военного, осовремененный парафраз сюжета оперы Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй». «Мисс Сайгон» вскоре обосновалась на Бродвее, а затем начала завоевывать мир. После продолжительного перерыва, в 1996 году, в Лондоне состоялась премьера очередного произведения творческого дуэта Шонберг-Бублиль: «Мартин Герр», сюжетом для которого послужило известное французское народное сказание. Эта работа, по словам самого Шонберга, была более «интимной» и уже не смогла претендовать на успех предыдущих мюзиклов. Новая работа композитора — балет по роману Эмили Бронте «Грозовой перевал». Кроме этого, композитор вместе со своим постоянным соавтором Бублилем работает над новым проектом, который пока держится в секрете.
|
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
37-21-28,
777-07-18,
факс: 34-39-68.