![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
3 кислева 5774 / 6 ноября 2013 |
В номере №36-37
![]() |
Правильные люди
Антон подобрал меня на шоссе и первым делом провез по своей земле: зеленеющие поля, теплицы, индюшатники... Ухабистая дорога, запах земли, дух живности — за годы городской жизни я уже успел забыть, что бывает такое. Смотрел на могучую фигуру Антона и невольно вспоминал слова Н. Лескова, написанные 120 лет назад: «Вся история евреев в Европе с этой поры есть история ежеминутного страха и терзаний. В таком положении не до сельского хозяйства, которое требует спокойствия и уверенности, что никто не придет и не вытопчет безнаказанно посевы и сожжет скирд. Евреи не могли иметь такого покоя. Полевое хозяйство в их положении сделалось невозможным». Покой и уверенность — вот что я чувствовал постоянно во время разговора с Антоном. Мы можем сколько угодно разглагольствовать о хай-теке, о высоком еврейском интеллекте, о техническом прогрессе и прочем, но сегодня наше национальное достоинство и независимость держатся, в основном, на трех китах: язык (подразумеваю под этим понятием иврит, традиции и веру), армия и сельское хозяйство — способность не только прокормить себя без помощи соседей, но и обеспечить широкий экспорт сельскохозяйственных продуктов. Убежден, что пока этот третий кит силен и здоров, Еврейское государство способно преодолеть любой экономический кризис.
На фотографии — крестьянин Антон Клапоух с автоматом. Он, в свои 56 лет, продолжает ходить в милуим1. Антон приехал в страну из Москвы 30 лет назад. Он овладел ивритом безукоризненно. Получается три «кита» в одном человеке: иврит, армия и хлеб наш насущный. Антон уводит меня от шума домашнего в тишину конторы, и я включаю диктофон: — Твоя жизнь крестьянина началась с Синая. О городе Ямите знают многие, но о поселениях вокруг этого города мало что известно. — Характер у меня сложный. Даже в России предпочитал быть «свободным художником», занимался журналистикой, печатался в «Литературной газете», подрабатывал переводами (в основном, с польского). И в Израиле не захотел работать на хозяина. Сначала была армия, потом мы с женой и ребенком получили квартиру в Бат-Яме. Там я прожил 2 года, работал в журнале «Сион» с Давидом Маркишем. На год нас хватило. Но зарплата была мизерной, приходилось по ночам подрабатывать грузчиком. Протянул еще год. И вижу: не так все, неправильно. Услышал, что есть возможность начать крестьянскую жизнь в мошаве, открыть свое дело. Своих денег у нас не было, но тем, кто соглашался работать на земле, давали жилье, ссуду и половину трактора. — Как это половину? — Ну, один трактор на двоих. Все это нужно было возвращать, но в течение долгих лет. Пришел я к жене и говорю: «Все — иду в крестьяне». Лена даже понять не могла, что я такое ей толкую. Выросла она в городе, филфак закончила, МГУ, ни в какую не соглашалась. Тогда я сказал, что поеду в Синай один. Только тогда она сдалась. А теперь попробуйте уговорить ее перебраться в город. Знаешь, с первого дня в Израиле мне казалось, что страна и я — одно и то же, мы едины. Я не хотел идти в «русский» мошав, но выбора не было — пришлось начинать дело бок о бок с земляками. Все-таки, прав оказался я, а не те, кто «приговорил» меня к работе с народом русскоязычным. Из всей нашей компании только один я и остался крестьянином. Кстати, меня хотели из этого мошава выгнать. Нам приказали выращивать одни помидоры, а я дерзнул посадить огурцы. Что тут началось! Странное тогда было хозяйство. Вроде были мы все самостоятельными хозяевами, но выращивали то, что нам приказывали, и все заработанные деньги складывали в общую кассу. Получалось — один в минусе, другой в плюсе, а в среднем все на нуле. Никто не голодал, но все наше хозяйство, в результате, топталось на месте. Первое, что мы сделали, когда были вынуждены уйти из Синая и поселиться здесь, на краю Негева, — отменили общую кассу. Это хорошо, хотя бы по той причине, что никто из мошавников не считает себя должником или заимодавцем. У нас добрые, человеческие отношения, но общая только культурная жизнь. — Все-таки давай вернемся в Синай. — Там был сплошной песок. Мы сомневались, возможно ли на этом песке земледелие в принципе. И что же оказалось? Уверен, такой хорошей земли, как в Синае, нет нигде в Израиле. Мы тогда получали фантастические урожаи. Пропускаемость песка 97%. Нет в этой земле никаких болезней. Я проработал в Синае шесть лет и все эти годы не знал, что такое сорняки. Здесь — совсем другое дело: опыта борьбы с сорняками у нас не было — пришлось учить заново науку земледелия. Нормальный, трудовой мужик в Синае жил замечательно. В урожае мы опережали всю страну на две недели, и продавали все по более высоким ценам. Во всем нашем районе, включая Ямит, было всего около трех тысяч человек. А отдачу Израиль получал огромную. Красота там была непередаваемая: море, песок, белые дюны. Но самое главное — необыкновенное ощущение свободы. Как будто не было вокруг полиции, тюрем, бюрократов. Выходишь утром — и до горизонта все открыто. — И никаких проблем?
— Что ты! Я, кстати, в Синае был первым еврейским преступником. Первым попал в камеру предварительного заключения полиции Ямита. Врезал одному мошавнику по физиономии: за дело, не будем уточнять, за какое. Обиженный пожаловался. Пришел полицейский и увел меня в участок. До меня там бывали одни бедуины. А тут появился первый еврей — «преступник». Они понятия не имели, как со мной обращаться. Сидел я в камере при открытых дверях, мог входить и выходить, болтал с полицейскими. Только когда приходил офицер, ребята извинялись и запирали дверь камеры. Так я просидел три дня. — Первый раз в жизни познал «прелести» заключения? — Ну, почему? В России меня арестовывали дважды — за сионизм. — Чем закончилась твоя Синайская эпопея? — Выгнали нас оттуда в 1981 году. Сначала были переговоры с поселенцами: назначили нам компенсацию. Многие денег не брали. Потом пришла армия. Солдаты заходили в каждое поселение, хватали евреев, «грузили» в автобусы — и на север. Люди бежали, возвращались назад, но потом стало понятно, что плетью обуха не перешибешь. Мы боролись, но к своему собственному стыду, должен сказать, недостаточно. Человек, которого выгоняют из собственного дома, должен быть более решительным и отважным. В Ямите сопротивление было более сильным, но тоже недостаточным. Что мы могли сделать? Взять автомат и начать стрелять в солдат-евреев? В первом поселении была серьезная драка. Мы заперлись в двухэтажном доме, вооружились дубинками и решили обороняться до последнего. Атаковали нас ребята с офицерских курсов. Битва получилась настоящая, но мы поняли, что нельзя так, все может закончиться плохо. Поэтому в других поселениях все прошло намного мягче. — Антон, как думаешь, может повториться такое в поселениях на территориях? — Там сидят другие евреи. У них в жилах течет Эрец-Исраэль. Есть люди, которые живут там с 1967 года. Появилось поколение, рожденное в поселениях. Для них территории — родина. Для нас это тоже своя земля, но для них — просто малая родина, свой дом. По сути дела, разговорами о ликвидации поселений нас толкают к гражданской войне. И арабы прекрасно понимают это. — Ладно, вернемся на землю в буквальном смысле слова. В Эйн-Абсор все начали с нуля? — Мы получили значительное, по тем временам, пособие. Я, правда, большую его часть просадил на бирже, но остатка хватило, чтобы построить дом и наладить хозяйство. Нас сюда пришло 75 семей. Сегодня у нас 150 семей, а будет, уверен, еще больше. Я приехал в Израиль с одним сыном. Сегодня у меня трое сыновей. Средний появился на свет в Бат-Яме, младший — в Синае. Мы живем и работаем одной семьей, поэтому у нас большое хозяйство. Я отвечаю за хозяйство. Старший сын за сбыт, средний и младший тоже работают с нами. Старший сын с семьей живет отдельно. Средний купил участок и строит дом. Младший будет строиться рядом с нашим домом. Мы, я и мои дети, выращиваем брокколи, шпинат, щавель, разные виды капусты и специи. — Скажи, какую проблему в своем хозяйстве ты считаешь главной? — Две проблемы считаю основными. Первая — отсутствие рабочих рук. Евреи, может быть, и хотят работать на земле, но далеко не всегда могут. Это тяжелая работа, для молодых людей. Но главное даже не в этом. Наша ментальность не терпит застоя, а на земле какое продвижение? Сегодня человек снимает помидоры, завтра его ставят на огурцы — нет будущего. Мало того, эта тяжелая физическая работа не может оплачиваться хорошо, иначе хозяйство становится нерентабельным. Есть жесткая конкуренция, цены на рынке и прочее. Вторая проблема. В отличие от других развитых стран в Израиле сельское хозяйство пользуется очень скромной государственной поддержкой. А мы находимся в области рискованного земледелия. Это и дозированная, платная вода из одного источника, и климат... Вот неделю назад посадил кольраби, а через день все посадки засыпало песком во время песчаной бури. — Как решаешь проблему рабочей силы? — У меня до недавнего времени была пасека и мы занимались сушеными специями. Здесь работали евреи. Эта работа не требует особых физических усилий. Был случай, когда пришли ко мне евреи в полной решимости делать другую работу. Говорили, что люди они сильные, трудились на стройке. Проработали ровно один день, больше я их не видел. С арабами десять лет назад я решил больше не работать. Даже в случае острой необходимости я арабов сюда не пускаю. Был у меня такой случай: еду со своим старым работником в машине и говорю ему: «Осман, ну зачем вам своя страна? Так мало у вас территории, не прокормитесь?» А он разводит руками по сторонам и говорит: «А здесь, а там? Вон сколько у нас земли». А ехали мы с ним, между прочим, по нашей, исконной, с 1948 года, израильской территории. И были у меня с этим арабом вполне нормальные, человеческие отношения. Нет, мне просто морально тяжело стало работать с арабами. Тайландцы — совсем другое дело. Они не претендуют ни на мой дом, ни на нашу землю. Кстати, в самом Тайланде работают по найму на тяжелых работах китайцы, а тайландцы едут туда, где можно еще больше заработать. Ничего не поделаешь, есть законы рынка рабочей силы. Тайландцы прекрасные работники. Я с ними не чувствую себя надсмотрщиком с бичом. Они все делают сами, только поставь задачу. Да и живут они рядом со мной. Это, во многом, облегчает дело. — Если не секрет, сколько ты им платишь? — В среднем четыре тысячи шекелей в месяц, с учетом того, что газ, жилье и электричество они получают даром. Это не много за такую тяжелую работу, но это ровно столько, сколько я могу платить. В Тайланде ведущий инженер не получает столько. Так что, никаких недоразумений и обид между мной и моими рабочими нет. Увозит из Израиля тайландец целое состояние. — Скажи, Антон, не сглаживается ли в нашем государстве разница между мошавами и кибуцами2? — Кибуцы по дороге к полному исчезновению. Мошавы тоже не в самом лучшем состоянии. Способны выжить только очень большие хозяйства. Когда-то человек мог с двух дунамов прекрасно жить. Теперь такое невозможно. В нашем мошаве 50% населения — уже не крестьяне. Но те, кто остается, все время живут приростом земли и мощностей. Ты все время должен вкладывать деньги, чтобы остаться на плаву. Иногда это сильно действует на нервы, и думаешь: «Ну, когда это кончится, и ты начнешь спокойно и нормально жить?» Пойми меня правильно: хозяйство наше процветает, финансовые трудности минимальные, но удержаться в таком режиме дается с величайшим трудом. — За «бугор» отправляешь урожай? — Нет. Мы живем только внутренним рынком, поставляем продукты в супермаркеты, крупным оптовикам. Цветы мы отправляли за море, и в большом количестве, но это оказалось невыгодным. Но и с внутренним рынком проблем хватает. Оптовики держат цены на одном уровне, в то время как дороговизна в целом растет. Вот мы и вынуждены расширять производство, продавать с каждым годом все больше и больше. А заработки остаются на том же уровне. Нет ни дня, ни ночи. Только и думаешь, чтобы град не побил, пластик на теплице не порвало, песком не занесло. — Удивительная у тебя, Антон, фамилия... — Мне не раз предлагали переделать ее на израильский лад, но я сказал, что отец мой умер, и я не могу спросить у него разрешение. И вообще я считаю, что каким человек родился, таким он и должен помереть. Если мы уж об этом говорим, беда Израиля в том, что власти отсекли корни. Без корней ничто не живет. Вот почему многое дурное в нашей стране появилось от попыток уйти от истоков еврейской жизни. Пресекались корни в мелочах: в фамилиях, во многих других вещах. Вот и результат получился много хуже, чем он мог бы быть. Говорят: «Лес рубят, щепки летят», а тут корни полетели. Но с другой стороны, за те годы, что мы живем в Израиле, выросла такая удивительная страна: красивая, сильная, богатая. Без тени не бывает света. Только бы тень не заслонила свет. — В России ты жил совсем другой жизнью. Сам говорил, что читал даже на ходу, а театр любил больше всего в жизни. Не сожалеешь о себе прежнем? — Сельское хозяйство поглощает тебя всего. Я начинаю свой рабочий день в 5 утра. Раньше восьми-девяти не заканчиваю. Прихожу домой 3 раза в день. В десять — завтракаю, в три — обедаю, закончились заботы — прихожу ужинать. При таком режиме не остается ни сил, ни желания больше ни на что. Я слушаю новости, с большим трудом досиживаю до конца и иду спать. В детстве мама отвела меня к врачу, и тот запретил мне читать, чтобы головку и зрение сохранить. Я тогда по книге в день глотал, как безумный. Теперь после трех страниц моя голова отказывается усваивать прочитанное. Исчез навык, способность к чтению. Но, должен признаться, я не страдаю от этого. Когда мы приехали в Израиль, на второй день отправился в «Габиму». Посмотрел спектакль и сказал, что мне этого достаточно. То же произошло и с другими театрами. С тех пор я ни разу в театре не был. Теперь говорят, что превосходно работает «Гешер», но я уже другой. Мне искренне нравится жить тем, чем я живу. Я занимаюсь сельским хозяйством не потому, что нужно кормиться. Я люблю эту землю и свою работу. Мы вернулись в дом Антона: к сыновьям, внукам, собакам. И что самое главное — к хозяйке дома — Елене. Скажи я Антону, что образ его жизни сродни подвигу, он бы наверняка отмахнулся, но на самом деле это так и есть. А на какие подвиги мы, мужики, способны без крепкого тыла, без настоящей поддержки и женской верности? Слушал я Лену, наблюдал за ней, за ее хлопотами, обедал в ее доме и понял, что только с такой женой и матерью, с таким тылом и смог стать Антон одним из самых успешных сельских производителей Израиля.
Есть еще одно, общее и банальное, и, тем не менее, очень точное определение: «Человек должен родить сына, построить дом и вырастить сад». У Антона трое сыновей, с домом и садом, да еще с каким! Вот почему в заголовке этого репортажа и стоит слово «правильный».
1Милуим — месяц военной службы в год, которую обязаны проходить все военнообязанные мужчины до 48 лет. Клапоух создал команду стариков в связи с интифадой. Есть в ней даже господин 73 лет. Нет нужды говорить, что люди эти особой выучки и здоровья. 2Кибуц — это колхоз, коммуна, мошав — частное хозяйство, капиталистическое.
|
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
37-21-28,
777-07-18,
факс: 34-39-68.