|
![]() |
||||||
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
12 тишрей 5769 / 11 октября 2008 |
В номере №39
|
«Ухожу из жизни недопоказанной...»
От волнения на вступительных экзаменах Фаина начала заикаться и не была принята ни в одну из школ, как неспособная. Неудачи следовали одна за другой. Даже денежный перевод, который все-таки выслал отец, был «похищен» порывом ветра. Деньги полетели по улице, а Фаина вздохнула:
Кто-то из друзей, узнав об этом, заметил: — «Ну, посыпались...» Это же Раневская, «Вишневый сад». Только она так могла. Ты — Раневская! Так она стала Раневской. Знаменитая балерина Екатерина Васильевна Гельцер, увидев возле Большого театра Фаину и выслушав ее печальный рассказ, сказала: — Фанни, Вы меня психологически интересуете. И начались «ее университеты»: общение с друзьями балерины, посещение спектаклей МХАТа. Ей довелось жить в необыкновенное время, посчастливилось знать многих: Цветаеву и Ахматову, Шаляпина и Станиславского, Качалова и Мандельштама, Маяковского и Волошина... И, думается, эта необыкновенная женщина, была не просто их современницей, она была одной из них. Профессионализм пришел не сразу, удача и вовсе заставила ждать. В дачном театрике подмосковной Малаховки летом 1915 года началась артистическая судьба Фаины Раневской. Затем — Керчь, Феодосия, Кисловодск, Ростов-на-Дону. Ей везло на людей. Весной 1911 г. юная Фаина Фельдман, дочь таганрогского нефтепромышленника Гирши Фельдмана, была потрясена игрой Павлы Леонтьевны Вульф в спектакле приехавшего на гастроли театра. Павла Леонтьевна стала ее учителем и другом на всю жизнь. А Алексея Щеглова, внука Павлы Леонтьевны, написавшего книгу воспоминаний о Раневской, Фаина Георгиевна называла своим «эрзац-внуком».
— Вот товарищ Жаров хороший актер, а наклеит бакенбарды или нацепит бороду, и все равно сразу видно, что это Жаров. А вот Раневская ничего не наклеивает и все равно всегда разная. Сниматься в кино Раневская начала с 1934 г., хоть и недолюбливала кинематограф. Первой киноролью была госпожа Луазо в фильме М. Ромма «Пышка». Однако с 1942 года изменилась политика партии, у руководства «открылись глаза», и в лице «разной Раневской» разглядели, наконец, и семитские черты. Последовал запрет «сверху» утвердить Фаину Георгиевну на роль боярыни Евфросиньи в кинофильме «Иван Грозный». Эйзенштейн, видевший в Раневской актрису не только комедийного, но и трагического жанра, ничего не мог поделать, и более чем полтора года служебной переписки ни к чему не привели. А Раневская, с присущим ей горьким юмором, замечает: «Я родилась недовыявленной и ухожу из жизни недопоказанной. Я недо...» Рузвельт после просмотра фильма М. Ромма «Мечта» с участием Фаины Раневской замечает: «Раневская — блестящая трагическая актриса». Неуверенность в себе, впечатлительность, ранимость с одной стороны и пламенная любовь к театру, помощь и поддержка близких людей с другой стороны, определили сложность и открытость этой неординарной личности. Фаина Георгиевна состоялась не только, как исполнительница, но и как творческая личность, соавтор и режиссер многих своих ролей в пьесах и кинофильмах. Всем известную фразу: «Муля, не нервируй меня» из кинофильма «Подкидыш», поставленного по сценарию Агнии Барто и Рины Зеленой, как, впрочем, и еще многое в этом фильме, придумала Раневская. «Горький говорил: “Талант — это вера в себя”, а по-моему, талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности». В 30-е годы Раневская играет в Московских театрах — Камерном, Центральном Театре Красной Армии, Театре Драмы, Театре им. Пушкина.
К 1950 году Раневская сыграла более 200 ролей в театре и 20 ролей в кино. В 1961 году ей присваивают звание Народной артистки СССР. Но особым признанием заслуг стало разрешение в 1957 году выехать на встречу с матерью в Румынию. В 50-х же она получает двухкомнатную квартиру в престижном доме. Правда, сестра Белла, переехавшая к ней жить из Франции, несколько разочарована: зная об известности Фаины, красавица Изабелла ожидает увидеть машину, виллу, а попадает в квартиру, куда постоянно доносится шум от расположенных на первом этаже булочной и кинотеатра. «Я живу над хлебом и зрелищем», — иронизирует Раневская. Сохранились воспоминания Фаины Георгиевны о гастролях в Одессе: «49-й год. Осень. В Москве можно выйти на улицу одетой, как Б-г даст, и никто не обратит внимания. В Одессе мои ситцевые платья вызывают повальное недоумение — это обсуждают в парикмахерских, зубных амбулаториях, трамвае, частных домах. Всех огорчает моя чудовищная “скупость” — ибо в бедность никто не верит». Встреча на улице. Одесситка долго бежала за артистами по улице, а потом спрашивает: — Ой, ви — это она? Раневская спокойно отвечает своим басовитым голосом: — Да, я — это она. Преданность друзьям, любовь к животным, цветы, полупустая квартира, пустой холодильник, любимые книги — Томас Манн, Даррелл, Пушкин, Ахматова, Цветаева и... одиночество. Нерастраченная любовь и нежность. «Тоска, тоска. Я в отчаянии. И такое одиночество. Где, в чем искать спасение? Ушли все мои». «Б-г мой, как я стара, я еще помню порядочных людей». — Фаина Георгиевна, вы верите в Б-га? — Я верю в Б-га, который есть в каждом человеке. Когда я совершаю хороший поступок, я думаю, это дело рук Б-жьих. Всегда открытая дверь... Открытая душа... Сняться в плохом фильме — все равно, что плюнуть в вечность. Деньги съедены, а позор остался. У меня хватило ума глупо прожить жизнь. Ребенка с первого класса школы надо учить науке одиночества. Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят. Есть люди, в которых живет Б-г; есть люди, в которых живет дьявол; и есть люди, в которых живут только... глисты. Мне непонятно всегда было: люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства. Надо быть такой гордой, чтобы быть выше самолюбия. Знаете, когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности. Шкаф Любови Петровны Орловой так забит нарядами, что моль, живущая в нем, никак не может научиться летать! Сегодняшняя молодежь ужасная. Но еще ужаснее то, что мы не принадлежим к ней. Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.
|
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» ![]()
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
|
![]() по работе сайта |
2008-10-11 03:40:58 // Powered by Migdal website kernel Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.ru |
![]() ![]() ![]() |
![]() |