|
![]() |
||||||
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
15 швата 5769 / 9 февраля 2009 |
В номере №47
|
В пространстве внутренней свободы
Реальность обновленной действительности очень уж виртуальна, и снова востребована утопия, но уже в качестве обретшего материальность добротного муляжа. Как возвращение к себе, к своей человеческой сущности, воспринимаются сейчас некоторые художественные явления, отделенные от нас лишь несколькими десятилетиями. В мае исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Борисовича Постеля, замечательного одесского графика и живописца. И еще немало живущих вспоминают его: друга, учителя, умного, доброжелательного человека.
Было участие в агитработе, были творческие метания между левыми и правыми, традиционалистами и новаторами, было двухлетнее «паломничество» в Москву — центр художественной жизни страны. Александр Борисович преподавал в Одесском художественном институте, был сотрудником Одесского художественного музея, профессором Одесского строительного института, членом правления Союза художников Украины. Человек долга, он жил согласно принятым обществом правилам, но художественное творчество было пространством его внутренней свободы. В его обширном творческом наследии нет пафосной живописи соцреализма, никакой фальши или артистического произвола: лиричность, искренность, созерцательность. По словам Постеля, задача художника — «передать мысль и чувство по форме и исполнению — в возможно доступной простоте». Среди техник, в которых работал Александр Борисович, — масляная и акварельная живопись, пастели, монотипии, литографии, но, прежде всего, конечно, офорт. Его графика и живопись очень близки. Постель бережно и как-то нежно относится к цвету, словно он пальцами ощущает слегка дымящиеся и почти утратившие материальность краски. Офорты художника не менее живописны. Офорт — техника сложная, но богатая художественными возможностями. Характером штриха, соотношениями черного и белого Постель умеет передать все разнообразие, все цвета мира — от скользящего луча до нависающей тяжести моста. Офортная игла процарапывает на покрытом лаком металле рисунок легче и подвижнее резца. Многократное травление позволяет получить разнообразный ток линий, передающий свето-воздушную перспективу. Сухая игла делает поверхность работ более теплой и бархатистой.
Пейзажи и натюрморты А. Постеля конкретны и логичны, их чувственность никогда не становится навязчивой. Постель не рассказчик, ему нужен не слушатель, а собеседник. Его знаменитая «Пушкиниана» — своеобразный ассоциативный ряд, навеянный поэзией. Шесть десятилетий произведения Постеля экспонировались на одесских, республиканских и всесоюзных выставках. Три десятка музеев в границах бывшего СССР хранят его работы. Десятки его учеников работают по всему миру. Я знала Александра Борисовича только в последние, закатные годы его жизни. Память сохранила образ человека, вызывающего уважение к человечеству.
|
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» ![]()
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
|
![]() по работе сайта |
2009-02-09 21:04:45 // Powered by Migdal website kernel Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.ru |
![]() ![]() ![]() |
![]() |