|
![]() |
|||||
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
30 тишрей 5768 / 12 октября 2007 |
В номере №78-79
|
«Здесь живи»?
Середина 14 столетия. Европу постигли две страшные эпидемии. От «черной смерти» — чумы погибла треть населения континента, около 25 миллионов человек. Вторая эпидемия — психическая. Это юдофобия, «иудеобоязнь» слухи о том, что именно евреи распространяют чуму, отравляя колодцы, чтобы истребить христиан Европы. В большинстве городов Германии евреев резали, жгли, топили, деля добычу прямо над трупами... Уцелевшие поднялись с насиженных мест и пошли на восток, в Польшу, где тогда правил король Казимир Великий, заинтересованный в развитии экономики, в создании новых городов, и благосклонно относившийся к евреям-переселенцам. Там они нашли приют и относительно спокойное убежище на несколько веков. Не случайно существует легенда, что название Полин (Польша) произошло от двух слов на иврите — «по лин» («здесь живи»), которые были в записке, упавшей с неба перед беженцами... Выходцы из Германии не были первыми евреями на польских землях: их соплеменники (правда, немногочисленные) там уже жили несколько столетий. Еще в 9 веке туда наведывались раданиты (странствующие купцы) из Испании и Франции. А в конце 11 столетия в Польше поселились выходцы из Чехии, бежавшие от первого крестового похода. Среди польских евреев было много торговцев и чеканщиков монет. В Силезии в 12-13 вв. обосновались евреи-землевладельцы (некоторые семьи даже владели деревнями). Вообще, первое упоминание о евреях в польском источнике относится к 1150 г.: граф Петр Власт купил землю у еврея в деревне Малый Тынец. В 1234 г. была зарегистрирована еврейская община Кракова, позже — во Львове, Сандомире, Познани. А в конце 15 — начале 16 ст. эмиграция евреев из немецких городов в Польшу, Литву и Беларусь стала массовой: переселялись целые общины, перевозя с собой не только «немецко-еврейский разговор» (идиш), традиции, уклад жизни, но и немалые капиталы. Так что «гуманность, веротерпимость и гостеприимность» польской королевской власти имели вполне прозаическую, меркантильную причину. Именно 15 век стал поворотным в истории расселения евреев. Центром их культурной и экономической жизни стали Польша и Великое княжество Литовское. К тому времени там проживало более 20 тысяч евреев, в Польше было основано 45 новых общин, несмотря на многочисленные протесты католиче-
Короли и служители церкви, шляхтичи и мещане брали ссуды у евреев. Большинство заимодавцев-евреев оперировали небольшими суммами, но были и весьма состоятельные: банкир Левко из Кракова (умер в 1395 г.) ссужал деньги королям Казимиру III, Людовику Венгерскому, Ядвиге и Владиславу II Ягайло.
Восемь десятилетий правления Сигизмунда Старого, Сигизмунда-Августа и Стефана Батория стали самыми важными и интересными в истории евреев Польши и Великого княжества Литовского. Эти правители особыми декретами санкционировали создание и укрепление устоев еврейских общественных форм. При них возникли и функционировали кагалы (основные ячейки), округа (группы кагалов с центральным кагалом во главе) и Ваад (еврейский сейм, высший орган управления). Кагалы несли ответственность за исправное поступление податей, по сути, являлись посредниками между еврейством и властями. Важнейшую роль в кагале играли старшины — рашим и тувим, управляющие делами общины. За ними следовали даяны (судьи) и габаи (старосты религиозных и воспитательных учреждений). Все тяжбы между евреями и преступления евреев против евреев рассматривались в еврейских судах, которые могли приговорить подсудимого к штрафу, телесному наказанию или тюремному заключению. Еврейские суды имели право выносить смертные приговоры, но такие случаи в Польше не известны. Преступления евреев против христиан и иски христиан к евреям рассматривал специальный судья, которого обычно назначал воевода с согласия евреев. В судебном процессе обязательно принимал участие представитель общины. Главой кагала был раввин. Кроме раввина и судей, все кагальные должности исполнялись бесплатно. Ваад решал все серьезные проблемы: от особых правил скромности (чтобы не вызывать зависти у местного населения, были запрещены дорогие наряды и жемчуг на шляпах) до забот о девушках-бесприданницах (каждый большой город обязан был ежегодно выдавать замуж определенное количество таких девиц, давая по 25 золотых из общественного фонда)... То было время и духовного расцвета. Если раньше еврейские юноши из Польши уезжали в Германию для продолжения своего образования, то в 16 в. стали из Германии приезжать учиться в польские иешивы. В конце 16 — начале 17 ст. в Польше жили выдающиеся представители раввинской учености — М. Яффе, Ие.ошуа Фальк, Яаков Поллак, Шалом Шахна, Шломо Лурия, Моше Исраэль Иссерлес и др. Открывались иешивы (р. Яакова Поллака, его ученика, р. Ш. Шахны, р. М. Иссерлеса и др.). Сигизмунд Старый не делал различия между «подданным нашим» евреем и христианином. При его сыне и преемнике Сигизмунде-Августе евреи продолжали пользоваться опекой власти, что оказалось весьма кстати, когда в 60-х гг. 16 века против них было возбуждено обвинение в ритуальном убийстве христианских детей. Настоящей причиной ненависти местных мещан было предоставленное евреям-откупщикам исключительное право не только на продажу, но и на изготовление пива и меда. Король защитил евреев от кровавого навета: так как «по своему закону иудеи должны вообще воздерживаться от всякой крови»; если подобное обвинение выдвигалось, его должны были подтвердить шестеро свидетелей: три христианина и три еврея. При Стефане Батории были приняты строгие меры наказания (вплоть до смертной казни) за подстрекательство к погромам и за преступное бездействие властей во время нападения на евреев (половина наложенного за это на магистрат штрафа шла в пользу еврейских общин, а половина — в пользу казны). В Польше было много врачей-евреев, лечивших знать и даже королей, что вызывало зависть их христианских коллег... Но на смену этому «золотому веку» в конце 16 века — первой половине 17-го в Речи Посполитой развернулась антисемитская кампания, продолжавшаяся 60 лет: массовые выступления мещан против еврейских купцов и ремесленников, злобные литературные памфлеты об «отбирающих у христиан средства к жизни», деятельность ордена иезуитов, погромы, двенадцать ритуальных дел... В то время в Польше широко распространилась пропаганда протестантизма, появились антикатолические секты. Кое-кто немедленно увидел в этом влияние иудаизма. Пожилая краковская мещанка Екатерина Залешовская, вдова крупного городского чиновника, отказавшаяся от христианства, в 1539 г. была сожжена на центральной площади Кракова по обвинению в «иудейской ереси». Одновременно с делом Залешовской разгорелся скандал, связанный с обвинением евреев в склонении христиан в иудаизм. Евреи были изгнаны из ряда городов, в том числе из Варшавы. В других местах им пришлось подписать договоры, по которым их торговые права были сильно урезаны. Во многих городах евреи могли селиться лишь в особых предместьях, становившихся типичными гетто. В Украине, входившей в те времена в состав Речи Посполитой, евреи часто были арендаторами, выполнявшими поручение пана извлекать максимальный доход из крестьянского труда. Один из польских шляхтичей писал: «Мы обдирали крестьян только еврейскими когтями». Неудивительно, что крестьянин ненавидел арендатора-еврея не меньше пана-ляха. Общеизвестно, сколько горя принесли восставшие казаки во главе с Богданом Хмельницким, «огнем и мечом» уничтожавшие цветущие еврейские общины. Спаслись только евреи, которых захватили крымские татары, союзники Б. Хмельницкого, и продали в рабство в Турцию.
Три раздела Польши (1772, 1793 и 1795 гг.) между Россией, Пруссией и Австрией тоже принесли евреям много горя. Усилилась антисемитская деятельность католической церкви. Постановления церковных соборов вводили ограничения для евреев: запрет оставлять свет в синагогах ночью, иметь кладбища вблизи городов, совершать похоронные обряды днем. Многочисленные кровавые наветы и ложные обвинения влекли за собой тяжелые приговоры. В 1728 г. были подвергнуты пыткам и мучительной казни братья Райцисы, бездоказательно обвиненные в попытке вернуть в иудаизм крещеного еврея. Широкие круги польского общества верили кровавым наветам на евреев — несмотря на защиту Папы Римского. Так, писатель Е. Китович утверждал, что «еврейская маца невозможна без крови христиан». Одним из основных занятий польских евреев в конце 18 в. была торговля, но нажитое состояние редко удерживалось в одной семье на протяжении нескольких поколений. В отчете польского сейма отмечалось, что каждый двенадцатый еврей не имел определенных занятий, а каждый шестидесятый был нищим. И все-таки 19 век был относительно стабильным временем для польских евреев. В 1815 г. в Царстве Польском проживало около 200 тыс. евреев, в 1831 г., по ревизским отчетам, — около 430 тыс. Их основными занятиями были шинкарство, арендаторство, торговля и ремесло. Евреи сыграли значительную роль в развитии промышленности и торговли Польши. Еврейская жизнь характеризовалось распадом кагала, который из религиозно-общественной организации превратился в учреждение, занимавшееся только сбором налогов, что лишило его всякого авторитета. В общинах часто вспыхивали беспорядки, направленные против кагальных властей, и в 1822 г. правительство Царства Польского упразднило кагалы. Вместо них были образованы божничьи дозоры, сфера деятельности которых ограничивалась религией и социальной помощью. В последующие годы продолжался быстрый рост численности еврейского населения: в 1816 г. оно составляло 8,7% от всего населения Царства Польского, в 1865-м — 13,5%. В начавшемся в 1840-х гг. экономическом подъеме евреи сыграли значительную роль: появилась группа богатых финансистов, фабрикантов, железнодорожных магнатов. Но большинство евреев занималось в городах мелкой торговлей и ремеслами. После подавления польского восстания 1863-64 гг. правительство Российской империи предоставило польским евреям — купцам первой гильдии право повсеместного жительства в России. В 1861 г. был принят закон о выборах в городские советы, согласно которому евреи могли избираться наравне с прочими гражданами. Евреи получили право владения земельной собственностью, повсеместного жительства в Польше без ограничений, право выступать свидетелями в суде наравне с христианами, был отменен запрет заниматься фармацевтикой...
Кампания под лозунгом «Не может быть двух наций над Вислой» продолжалась и после начала 1-й мировой войны, которая принесла евреям Польши новые бедствия. Русское командование под руководством начальника Генштаба, генерала Н. Янушкевича систематически распространяло клеветническую информацию о «еврейском шпионаже и измене». Сотни тысяч евреев были насильственно переселены из прифронтовой полосы.
От антисемитизма не спасал и выработанный на Парижской мирной конференции (1919) договор о правах национальных меньшинств. Правительство ограничивало прием евреев на работу в государственном секторе. В Варшавском университете в 1920-30 гг. было всего два еврея-профессора. Введение государственной монополии на железные дороги и на производство табачных изделий лишило работы многих еврейских рабочих и служащих. Именно тогда польские евреи устремились в Палестину. В 1929-39 гг. в рамках легальной иммиграционной квоты репатриировались 12 тыс. польских евреев (среди них Ш. Перес и И. Шамир).
После Победы попытки выживших евреев получить довоенные квартиры или возвратить хотя бы часть своей собственности, как правило, вызывали злобную реакцию со стороны поляков, говоривших о «новом наводнении Польши евреями». Антисемитизм в Польше не ослабел после Катастрофы. Евреев обвиняли в службе режиму, пришедшему к власти в Польше при поддержке Советского Союза. Преувеличивался процент евреев, служивших в органах безопасности, в МИДе, в правительстве. С ноября 1944 г. по декабрь 1945 г. в результате бандитских нападений погиб 351 еврей. 11 августа 1945 г. произошел еврейский погром в Кракове. Самым кровавым был погром в Кельце 4 июля 1946 г., поводом к которому послужил слух о ритуальном убийстве польского мальчика, найденного затем невредимым: во время него погибли 42 еврея*.
Сейчас в Польше не более 7-8 тысяч евреев, но антисемитам по-прежнему есть чем заняться. Например, обвинять бывшего президента А. Квасьневского в еврейском происхождении. Или делать хорошую мину при плохой игре: Польский епископат попросил прощения перед Б-гом за участие поляков в убийствах евреев, но требовал, чтобы евреи покаялись за роль, сыгранную ими в установлении коммунизма в Польше. Против антисемитизма активно выступает общественная организация — фонд «Больше никогда». В 1997 г. был принят закон, предписывающий реституцию еврейской общинной собственности. ————— В 18 веке среди польско-украинских евреев возникло движение, оказавшее огромное влияние на религиозную жизнь евреев, — хасидизм. Его основателем был Исраэль Бен Элиэзер Баал-шем-Тов. В Польше жили и проповедовали его ученики — раввин Дов Бер из Межирича и раввин Яаков Иосеф бен Цви hа-Коhен Кац из Полонного, автор первой хасидской книги «Толдот Яаков Иосеф» (1780). В 18-19 вв. в Польше сложились династии цадиков — Гальберштам, Гур, Избица-Радзынь, Карлин, Яаков Ицхак Пшисуха и другие. В 1921 г. нью-йоркская газета «Форвертс» поручила талантливому журналисту и фотографу Альтеру Кацызне сделать фоторепортажи о еврейской жизни Польши, его родины. Командировка стала путешествием длиной в 10 лет через всю Польшу. Кацызне побывал везде: от Варшавы и Люблина до отдаленных Гусятина и Острога. Его заинтересованный взгляд на деревенские площади, местечковые мастерские, синагоги дает нам исключительную возможность побывать в мире, которого уже нет. Больше 60 лет эти фотографии были никому не известны. Теперь работы забытого мастера возвращены миру в книге «Пойлн. Еврейская жизнь в старой стране». Благодушная и комичная «Пойлн» рассказывает о своем образе жизни, передает теплоту и дух общины.
————— УБИТЬ ЕВРЕЯ. КЕЛЕЦКАЯ ТРАГЕДИЯВлодзимеж Калицкий Обвиняемый Мазур: #Новаковский постучал в квартиру евреев, а когда спросили: «Кто?» — я ответил, что солдаты, и еврейка открыла. Я вошел с Новаковским, имея при себе автомат ППШ. Остальные стояли в передней, то есть Прушковский и Слива. Новаковский сказал евреям, чтобы они одевались. В квартире были еврей, еврейка, маленький ребенок и полька. Они оделись. На вопрос польки, что она здесь делает, она ответила, что она прислуга. Им было велено взять ребенка и все, что им нужно. Полька вышла с ними. Мы шли по улице Леонарда, где на углу за нами пошла толпа людей. Новаковский говорил, чтобы их шлепнуть или завести в какой-нибудь темный закоулок. #Я не согласился и не захотел этого делать в казармах, потому что они хотели отвести их в казармы. Новаковский сказал, чтобы остановили машину. Я приказал шоферу. Они сели в кузов, а я сидел в кабине. Отъехали 8 километров за город. Пока ехали, еврей стучал в кабину, чтобы остановиться и поговорить. Но я ему велел обратиться к Новаковскому. Мы остановились за Цедыной около леса. Я вышел из кабины, а евреи продолжали сидеть в кузове. Мы кричали, чтоб они сошли. Еврейка слезла первая, а еврей держал ребенка на руках в машине. Еврейка хотела дать 150 тыс. золотых и уверяла, что больше в Кельце не вернется. #Новаковский сказал, что если даст, то все равно, она и так нас выдаст. Она дала Новаковскому коробочку, в которой было три кольца: один перстень с гербом, два кольца с камушками, золотая булавка для галстука, 17 американских долларов и серьги. Новаковский это взял. Новаковский предлагал, чтобы их здесь застрелить. Шофер велел увезти подальше. Слива говорил, как сделать, что сделать, и на все соглашался. А Прушковский говорил, чтобы долго не стоять — или отпустить, или застрелить. Еврей в это время слез с машины. Еврей держал ребенка на руках. Мы спустились в ров, чтобы посоветоваться, и в это время евреи побежали. Новаковский сказал мне бежать за ними. Я выстрелил из ППШ и попал еврейке в голову с расстояния около 6 метров. Она упала, а мы побежали дальше. Новаковский хотел стрелять, но я ему не дал. Потом еврей бросил ребенка, а Новаковский сказал: «Шлепни его!» Я взял ППШ и застрелил его попаданием в область лба. #Свидетель Мошкович: «Она и я с ребенком бросились бежать в противоположном направлении от сидящих. Неся ребенка в руках, я обогнал Фиш. Вдруг кто-то крикнул: “Стой! Стой!” Я оглянулся и увидел, как Фиш упала на землю. Я побежал дальше. В какой-то момент упал. Тогда бросил ребенка и пополз в хлеба, а с поля перебрался в лес, где свалился без сознания... Ребенку было около 6 недель. Во время происходящего он вообще не плакал».
|
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» ![]()
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
|
![]() по работе сайта |
// Powered by
Migdal website kernel Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.ru |
![]() ![]() ![]() |
![]() |