БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №99 > Конференция состоялась
В номере №99

За долгий период еврейской истории зарождалось множество мифов, заблуждений, оговоров — как в нееврейской среде, так и среди евреев. Еврейские иллюстраторы и писатели занялись комиксами потому, что для них были закрыты другие области книжной и коммерческой графики. Судьба Владислава Шпильмана стала известна миллионам после фильма Романа Поланского «Пианист». О капитане вермахта Вильме Хозенфельде, спасшем Шпильмана, в фильме лишь короткая строка.

  Для печати
  
Обсудить в форуме  

№99
Мигдаль Times №99
Конференция состоялась
Михаил РАШКОВЕЦКИЙ, директор Музея истории евреев Одессы

Итак, VII конференция «Одесса и еврейская цивилизация» состоялась. В этом году организовать проведение конференции было еще сложнее, чем в прошлом. Как печально заметил проф. Марк Со­ко­лян­ский, «тенденция, однако». Но на фоне разворачивания финансового кризиса, причем, не только в местном, но и в глобальном масштабе, сам факт проведения конференции общественной организацией показателен. И поэтому хочется начать рассказ о конференции с благо­дарностей.

Мы искренне благодарим за финансовую поддержку распределительный комитет «Джойнт» и благотворительный фонд «Феникс». В послед­ний момент к числу организаций, поддержавших проведение конференции, присоединилось и одесское «Укр­ферри».

Хочется сказать «спасибо» кафе «Глик» за гостеприимное, недорогое, вкусное и оперативное обслуживание участ­ников конференции.

Мы выражаем глубокую признательность ректору Одесского национального университета и деканату его исторического факультета за поддержку хорошей традиции – проведения одной сессии второго дня конференции в конференц-зале истфака.

Мы хотим поблагодарить пресс-центр Одесского гор­исполкома за эффективную рассылку наших объявлений. Пожалуй, еще никогда открытие конференции не вызывало такого интереса со стороны одесских журналистов, за что мы им также искренне благодарны.

Открытие состоялось в Музее истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим». Другими словами, у себя дома.
Перед открытием Анна Мисюк рассказала нам исторический анекдот о враче, который говорил: «Я бесплатно не лечу никого – это принцип». Так вот, за проведение конференции мы в Одессе не платим никому – это прин­цип. Мы по-прежнему смеем верить (быть может, по своей неисправимой наивности), что проведение таких конференций необходимо самой Одессе, тем более – ее еврейским организациям. В разное время конференции открывались в Доме ученых, Литературном музее, Дворце культуры им. Леси Украин­ки­, в прошлом году – в только что открывшемся центре «Бейт Гранд». И вот, впервые,– в маленьком и уютном еврейском музее Одессы. Думаю, что здесь же мы откроем и 8-ю конференцию. А в другом месте – разве что, если нас кто-то очень попросит к себе…

И, наконец, мы благодарны докладчикам, особенно – иногородним. Эта тема требует отдельного комментария.
Подводя итоги прошлогодней конференции, мы писали о намерении расширить предлагаемую проблематику для того, чтобы привлечь к участию большее количество интересных докладчиков из разных стран. В качестве экс­перимента мы так и сделали. Напомню, как было сформулировано объявление о конференции 2008 года:
«В XIX веке Одесса была одним из важнейших коммуникационных центров Российской империи. Это было предопределено портовым статусом города, а также другими видами торговых связей. Быстрое становление Одессы как образовательного, научного и культурного центра, уникальное сочетание фактора промышленного развития с достоинствами города-курорта­ чрезвычайно обогатило формы и направления и международных, и межрегиональных контактов.

В какой-то степени этот статус сохранился и в советский период. Мы надеемся, что параллельно со стабилизацией экономической и политической ситуации в Украине в целом, значение Одессы будет возрастать, не в последнюю очередь, и в этом отношении.

С другой стороны, «коммуникационная» роль евреев в истории европейской цивилизации традиционна и общеизвестна. Можно утверждать, что этот фактор был и остается одним из определяющих в уникальной истории евреев­ Одессы.

На конференции предполагается обсуждение тем, связанных с международными и межрегиональными контактами евреев Одессы, а также их отношения с другими этническими общинами города в различные периоды его существования, в следующих аспектах:

– торговля и промышленность;
– деятельность политических, благотворительных и профессиональных организаций;
– образование и наука;
– литература, театр, кинематограф, музыка;
– еврейская эмиграция и алия».

Мне трудно ответить на вопрос, удался такой эксперимент или нет. С одной стороны, еще никогда мы не получали так много заявок, в том числе из-за рубежа, причем, не в последние дни перед конференцией, а почти сразу после рассылки объявлений: зимой и в начале весны этого года. Перечислю лишь несколько предложений:
Проф. Гидеон Кац (Парижский университет), редактор «Европейского журнала иудаики» и журнала «Кешер» с темой «“Хамелиц” в Одессе (1860-1870)».

Проф. Хамутал Бар-Йосеф­ (университет им. Бен-Гуриона, Израиль) с темой «Эмиграция Х.Н. Бялика из Одессы в 1921 г.»

Доктор Ашер Салах (Академия «Бецалель», Иерусалим) с темой «От Одессы до Фло­рен­ции: Елена Компаретти Рафалович и еврей­ские русские интеллектуалы в Италии в период пост-ризорджименто».
Михаил Сегельман (художественный руководитель концертов в Московской хоральной синагоге, директор Международного конкурса вокалистов им. П. Чайков­ского, Москва) с темой «Гилельс – Рихтер: двойной портрет Одессы».

А. Музычко

Проф. Йосеф Салмон (университет им. Бен-Гуриона­, Израиль) с темой «Усилия по развитию иврита в Одессе в 1890-е».

Ева Синкевича (Латвий­ский университет, Рига) с темой «Проявления автономизма Ш.  Дуб­нова в политической жизни Латвии».

Таким образом, уже к маю состав докладчиков был укомплектован (с учетом наших «традиционных» участников из Украины и Одессы). А перед самой конференцией посыпались «отказы». По разным причинам. Кто-то ссылался на болезнь или семейные обстоятельства. Кто-то писал об изменении расписания в связи со студенчес­кими забастовками. А некоторые писали прямо: «билеты и виза стали слишком дороги». При обычном для наших конференций количественном составе (до 30 участников), в этот раз оказалось рекордное количество таких отказов – двенадцать, причем большую часть из них мы получили в период с 28 октября по 5 ноября. В этот день, т.е. в день открытия конференции, мы получили последнее письмо с извинениями от музейного сотрудника, которого не отпустило на конференцию новое руководство «в связи с необходимостью построения экспозиции по истории Голодомора»).

Е. Степанов

Вот почему мне хочется выразить особую благодарность тем, кто, несмотря на кризис, студенческие забастовки, недомогания и подорожавшие билеты все-таки добрался­ до Одессы и выступил на конференции.
Сложно как-то выделять отдельные доклады, все они были вполне профессиональны (в этот раз практически не было «провальных» выступлений). Начали наши маститые филологи: проф. Марк Соколянский своим докладом сделал первый шаг к изучению наследия малоизвестного и талантливого филолога Льва Борового (брата историка Саула Борового). Очень интересным был сравнительный анализ творчества трех одесситов Жаботин­ского, Житкова и Чуковского в интерпретации доктора Наталии Петровой (Пермский университет). Евгений Степанов (филфак ОНУ), уже выступавший на одной из наших конференций продолжил «свою» тему в докладе «Еврейская лексика в современном городском койне Одессы». Исторический факультет Одесского национального университета на конференции представляли постоянные участники наших конференций Александр Музычко («Українці та євреї наприкінці ХІХ – поч. ХХ ст. Складне порозуміння») и Василий Щетников, рассказавший о результатах своего исследования переписки Л. Дус­мана и Б. Гидалевича по вопросам увековечивания памяти жертв Холокоста в одесском регионе. Впервые в качестве докладчика на конференции выступил выпускник истфака Владимир Чаплин (Музей истории евреев Одессы). Тема его исследования – связи еврейского криминалитета и еврейской самообороны в 1900-1910 гг.

О. Школьная

Ольга Школьная, представитель Института искусствоведения, фольклористики и этнологии НАНУ (Киев), рассказала о промышленнике Ушере Сигале и его роли (в том числе, на международном уровне) в производстве модерного фарфора и фаянса.

Валентина Шевченко (Институт истории Украины НАНУ, Киев) посвятила свое сообщение деятельности одесских евреев-банкиров в международном контексте.

Как всегда, содержательными и интересными были доклады наших коллег из Литературного музея – Алены Яворской («Предисловие Бабеля к сборнику “Семь одесситов”»), Анны Мисюк («Литература и жизнь»), Лилии Мельниченко («Дневники А. Оржиховского»). Необходимо выразить особую благодарность Литературному музею за презентацию и подарок участникам конференции 4-го выпуска сборника «Дом князя Гагарина», в котором, кроме дневников Оржиховского, опубликован ряд других материалов, имеющих отношение к проблематике наших конференций. Особый интерес вызвали неожиданные темы. К таким можно отнести доклад Раисы Абельской из Екатеринбургского университета, посвященный анализу поэтики «одесской песенки», восходящей к строению еврейской народной песни. Такой же приятной неожиданностью стал доклад Елены Гриневич (Николаевский историко-краеведческий музей), посвященный истории одесского и николаевского футбола в период 1900-1910-х гг.

В. Левченко

Что же касается докладов Веры Солодовой (Одесский историко-краеведческий музей) и Валерия Левченко (Одесская морская академия), то помимо общеисторического интереса, значительная часть их исследований непосредственно пригодится сотрудникам нашего музея при ведении экскурсий. Их темы – «Участие евреев в деятельности одесских музеев (1920-1940 гг.)» и «Иудаика в Одессе в 20-30 гг. ХХ столетия: история и персоналии».
Так уж случилось на этой конференции, что количество тем, связанных с литературой и искусством, преобладало над собственно историческими. Это подтвердил и финал конференции. Ирина Дружкова сделала сообщение о наследии одесских архитекторов А. Минкуса и С. Ландесмана. Римма Розенберг (Одесская музыкальная академия) прочитала доклад об одесских еврейских музыкантах в произведениях литературы. Тарас Максимюк, как обычно, принес раритет из своей коллекции и рассказал о сборнике еврей­ской фольклорной песни начала XX века.
Мой доклад об одесских художниках-евреях разных поколений стал своеобразным предисловием к экскурсии по одесским художественным выставкам, которая была проведена в третий день работы конференции.

Так завершилась VII конференция, и мы можем начать подготовку к следующей. Мы очень надеемся, что в Одессе и за ее пределами найдутся спонсоры, которые помогут провести ее и издать сборник материалов, на который в этот раз мы не нашли средств.

Но нет худа без добра – мы подготовили виртуальный сборник, который облегчит размещение докладов на сайте центра «Мигдаль».

Все будет хорошо!

Рейтинг:   Неинтересно, плохо написано -5 Интересно, хорошо написано

  Отправить ссылку друзьям

  Для печати
  
Обсудить в форуме  
Главная > Мигдаль Times > №99 > Конференция состоялась
  Замечания/предложения
по работе сайта


2011-07-16 06:42:23
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.ru
Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Еженедельник "Секрет" Еврейский педсовет